На хуторах Татарских храм являлся центром общения жителей села, проведения их праздничного досуга и, конечно же, религиозной жизни. Само отношение к храму и вере главным образом и определяло тогда репутацию человека. Регулярное посещение церкви являлось обязательным признаком его порядочности и добродетельности. Церковь, как твердыня православной веры, играла значительную роль в сохранении духовных основ населения села. В храм жители села приходили не только по случаю религиозных праздников, но и для своих семейных нужд – рождение ребенка, свадьба, болезни или смерть кого-то из родственников. Тут устраивались общие сельские молебны, отсюда начинался крестный ход вокруг села и по полям для избежания стихийных бедствий и сохранения урожая. Неподалеку от церкви и кладбища в поминальные дни проходили коллективные обеды во время храмовых праздников. Около храма собирались послушать странствующих богомольцев, народных музыкантов. Часто здесь проводились сходы по различным вопросам.
В 1812 году в Одессу пришла эпидемия чумы. Она очень быстро распространилась и за несколько месяцев охватила около 4 тысячи человек, т.е. почти пятую часть населения. 22 ноября 1812 года в городе было объявлено положение общего карантина. Населению не разрешалось покидать дома, деятельность всех общественных учреждений была запрещена. Специально выделенные комиссары обходили дома и распределяли небольшие запасы продовольствия.
Кроме них на улицах помощь оказывали небольшое количество тогдашних одесских врачей, которые почти все погибли в те дни, исполняя свой врачебный долг. Выделенные люди – так называемые «мортусы» (от лат. «смерть») доставляли подозрительных в госпитали и карантин, отвозили трупы и сжигали зараженные дома вместе со всем имуществом. Одесса с ближайшей округой была выделена от остальной страны кордоном, который проходил по рекам Южный Буг, Днестр, Кодыма, а также по суше на границе с Подольем. Этот карантин продолжался 46 дней, и только 10 августа 1813 года его полностью сняли.
Эпидемия чумы свирепствовала как в самой Одессе, так и прилегающих к ней хуторах и селах. На ноябрь месяц всех умерших насчитывалось 1720 человек. В то время жители Татарки дали Богу обет, что в случае счастливого избавления от беды, они построят в селе храм. В тот же год мещане села подали ходатайство в епархиальное управление, чтобы получить разрешение на строительство храма во имя Успения Божией Матери, которая по их мнению стала заступницей перед Богом от «черной смерти» и чудом спасла большинство из них.
Уже в 1817 году каменная церковь с колокольней и деревянным куполом была построена. К сожалению, эта церковь до наших дней не сохранилась. Однако, по воспоминаниям старожилов села, удалось реконструировать в рисунках внешний вид этого храма. По типу это православный храм крестово-купольной формы. Посередине него находится один купол, который заканчивается главою, на котором установлен православный восьмиконечный крест. Известно также, что деревянный купол уже в середине XIX века требовал ремонта.
Главный вход в церковь находился с западной стороны, два других боковых – с южной и северной. Храм состоял из трех частей: алтаря, собственно храма и притвора, к которому прилегала площадка со ступеньками. Над притвором была надстроена колокольня. В средней части храма, на возвышении находился алтарь – «… престол в ней один во имя Успения Пресвятой Богородицы, холодный…», отделенный от средней части храма, и имел трое дверей (врат).
В нижнем ярусе иконостаса размещалась местная чтимая икона Успения Божией Матери, т.е. образ Пречистой, в честь которой и был освящен храм 28 августа 1817 года. Посредине местного ряда находилась икона Спасителя Иисуса Христа, слева – Пресвятой Богородицы, а за ними иконы особо чтимых святых. Местная храмовая икона располагалась справа от образа Спасителя.
Отметим, что Успение Божией Матери – это один из главных двенадцати праздников. В этот день, 28 августа, празднуется переход Божией Матери из земной жизни в вечность, на небо. Про суть самого изображения иконы Успения рассказывается в апокрифе, написанном Иоанном Богословом: Богоматери было около 72 лет, когда Архангел Гавриил принес ей весть про близкую смерть. Для нее это была радостная весть, потому что в своих молитвах она просила о скорейшей встрече со своим сыном. Готовясь оставить землю, она жалела о том, что не сможет попрощаться с апостолами, ближайшими учениками Христа. Проповедуя Евангелие, они разошлись по всему свету. Но в день Успения произошло чудо – ангелы принесли апостолов на облаках в Иерусалим, к ложе Богоматери. Именно поэтому большинство икон, посвященных Успению, называют небесными, потому что на них изображалось таинственное прибытие апостолов на небесно-голубых облаках.
С Богоматерью успели попрощаться ученики Христа, первые христианские священники и некоторые иерусалимские жены. Их изображали на иконах рядом с ложем Девы Марии. Когда Успение случилось, весь дом охватило светлое облако, и в небесном сиянии явился Христос, окруженный ангелами. Он принял на руки душу Богоматери, ее изображают на иконах в виде младенца, а выше – полет ангелов до усыпанных золотыми звездами небес.
Возле ложа Богоматери на иконе часто изображали зажженные свечи – символ молитвы и горения души, любви к Богу.
Много храмов в православных городах и селах издавна посвящались Успению Богоматери. Этим подчеркивалось, что небесная Заступница все время пребывает рядом с людьми.
Праздником Успения Богоматери завершается хлеборобский сезон. После него начинали сеять озимые. С этого дня начинались смотрины и сватанья, сговоры, обручения (справляли свадьбы после Покровы – 14 октября). После Успения уже начинается «молодое бабье лето», которое длится до 11 сентября.
Размещался храм в селе Татарка на месте нынешнего дома культуры. Приусадебной земли он не имел. Только в 1834 году ему наделили 33 десятины пахотной и сенокосной земли. А в 1848 году церковь уже владела 48 десятинами. Этой землей распоряжались священник и церковнослужители.
В первой половине XIX века священник и дьяк с пономарем не получали жалованья, а полностью содержались прихожанами, «…поэтому и содержание их было посредственным…». Единственным зданием, которое приносило прибыль церкви, была корчма. Собственный каменный дом, построенный на сельской земле, имел только священник и находился он около церкви. Поскольку свободной землей под строительство собственных домов для причетников община не располагала, то и жили они в построенном поблизости каменном флигеле.
Ближайшими к селу церквями из предместий Одессы были Георгиевская в Великом Дальнике – за 5 км; и церковь Успенская, которая находилась в греческом селе Александровка, которое иногда называлось «дворянским поселением» - за 15 км, а до Кишиневской духовной дихастерии, где находилась резиденция архиепископа Новороссийского и Бессарабского – 150 км.
В государственном архиве Одесской области в фонде Херсонской духовной консистории сохранилась формулярная справка Одесского благочиния за 1816 год с первым сообщением про священника церкви села, которого назначили по велению экзарха, митрополита Кишиневского и Хотинского. Им стал священник Самуил Жибченко, выходец из дворян, 36 лет. Духовное звание принял 14 сентября 1801 года, а с 4 декабря 1804 года служил дьяком в Одесской Соборно-Преображенской церкви. После получения чина священника переведенный в Одесское предместье церкви Успения Божией Матери, с. Татарка. Указным дьяком с 10 февраля 1816 года при храме служил 30-летний Александр Погорецкий; стихарным пономарем Иван Майдаченко, которого назначили 29 апреля 1816 года. Как видим, все они появились в селе до освящения храма, когда его строительство еще не было завершено. Прихожанами храма в то время были одесские мещане и отставные офицеры, которые проживали в самом селе и в прилегающих хуторах – всего в 101 дворе (412 человек, из них 299 женщин).
Выдающей личностью села стал священник Антоний Никитин, сын Воевский. В Татарку отца Антония назначили 26 декабря 1821 года сразу же после его увольнения Синодом со службы в Ревельском полку. Отец Антоний также имел дворянское происхождение, однако избрал путь священника, хотя в семинарии ему учиться не пришлось. Еще 26 августа 1806 года он был посвящен в духовное звание архиепископом Екатиронославским Платоном и в тот же год назначен в Ольвиопольский (ныне Первомайск) уезд в помещицкое поселение Покрова в Покровскую церковь стихарным дьяком. 19 июня 1809 года посвященный в дьяки в Григорьевскую церковь станции Новогригорьевка Херсонского уезда. А 29 июня 1811 года первосвященником Платоном А. Воевского рукоположено в священники в Курский пехотный полк, с которым ему довелось принимать участие в войне с французами 1812 года. За это в том же году его наградили памятной медной медалью-крестом. 16 декабря 1812 года по приказу Святейшего Синода отца Антония переведено в Ревельский полк, где он прослужил до 1821 года.
За добросовестную службу Воевскому всемилостиво пожалована монаршее отличие: 12 января 1817 года – фиолетовая бархатная скуфия, а 1822 года такая же камилавка (головной убор священника). До конца своих дней о. Антоний работал еще и учителем богословия в местной школе.
После смерти отец Антоний (09.10.1855 г.) был похоронен на кладбище Татарки. В своей книге «Каменные кресты Степовой Украины» И.В. Сапожников привел описание и рисунок намогильного креста священника, который имеет характерную трилистную форму. Надпись из девяти рядков на кресте прочитан так: «1855 год./ок[тября], 9/ Здесь/ покоится/ тело священно/ иерея/ отца/ Анто/ ния был/ восвящен». Вместе с о. Антонием в церкви дьяком (посвящен 1825 г.) служил Петр Васильевич Кальнев, который упоминается и в 1853 году, а приказным пономарем (в духовном звании с 1823 г.) был тогда же Самсон Николаевич Козаченко.
После смерти отца Антония в 1855 году церковь долго оставалась без священника. Только 5 февраля 1857 года в церковь Успения с. Татарка назаначили о. Самсона, его также назначили на должность и законоучителя Татарского приходского училища
Самсон (Сампсон) Иванов, сын Зиновьева, закончил курсы богословских наук в Херсонской духовной семинарии. 22 августа 1853 года архиепископ Херсоно-Таврийский Иннокентий рукоположил Самсона Иванова в дьяконы, а 23 августа в священники церкви Святого Георгия в предместье Дальник. В разгар Крымской войны 1853-56 г.г. и в связи с угрозой нападения англо-французской эскадры на Одессу отец Самсон в своих проповедях призывал прихожан всячески содействовать армии защищать родную землю. Его проповеди стали в то время знаменитыми на всю округу. В память пережитой кампании отца Самсона 15 июня 1859 года наградили нагрудным крестом на Владимирской орденской ленте, а 26 октября – бронзовой медалью на Андреевской ленте. За проповедь Слова Божьего на доступном для прихожан языке в 1856 г. священника также наградили набедренником, а по распоряжению Его Высокопреосвященства дисистория Херсонская и Таврийская объявила ему благодарность с занесением в личный формуляр.
С 1 декабря 1858 года стихарным дьяконом в церкви числился Леонтий Иларионов, сын Гинкулов. Церковным старостой 24 января 1860 года был избран мещанин села Афанасий Васильевич Куценко. В этом же году к приходу Успенской церкви относилось 139 дворов (556 мужчин и 560 женщин; а также 4 дворянских двора (хуторы), где проживало 18 мужчин и 16 женщин. Самые отдаленные из хуторов располагались в 12 км от церкви.
Позднее службу в храме служили священники:
в 1878 году – отец Виктор Тимошенко;
в 1879 году – отец Михаил (Михаил Андреевич Новиков), воспитанник духовной семинарии, 30 лет. Получил жалованье 130 рублей в год;
в 1888 году – отец Александр Анисимович Новицкий – сын дьякона. В 1885 году окончил Одесскую семинарию; в 1888 году – посвящен в сан и направлен священником и законоучителем в Татарское и Бурлако-Балковское народные училища, а в 1895 году – переведен в Александровский уезд. В этом году псаломщиком числился Роман Кадетов.
в 1896 году – отец А.Д. Юшкевич, псаломщик Василий Степанович Косарев, 30 лет.
В «Херсонских епархиальных ведомостях» за 1891 год есть сообщение о пожертвованиях мещанами в пользу храма Успения: «Галактион Соловьев пожаловал икону в киоте с лампадкой ценою 65 рублей.
На 1902 год священником при приходе служил отец Алексий Жадрицкий;
на 1904 год – отец Иван Федорович Димов (священник с 1874 года, закончил Одесскую духовную семинарию по 2-му разряду, работал законоучителем 3-х городских училищ); псаломщиком продолжал служить В.С. Косарев.
На 1916 год священник получал 147 рублей, а псаломщик 50 рублей 96 коп. в год.
В январе 1917 г. от причта церкви Успения с. Татарка через канцелярию архиепископа в Совет благотворительного фонда поступили пожертвования на нужды воинов и их семей. Подобная практика пожертвований существовала еще с 1914 г. от начала первой мировой войны. Каждый церковный приход вносил посильные пожертвования деньгами и вещами членам тех семей, у которых мужчины находились на фронтах. Помощь получали и женщины-вдовы.
Выдающимся событием в церковной жизни с. Татарка стал день 25 сентября 1918 г., когда сюда прибыла процессия крестного хода. Крестный ход сопровождал перенесение чудотворной иконы Касперовской Божией Матери из села Касперовка Херсонского уезда в г. Одессу. Долгий путь верующих требовал остановки и отдыха. Последнюю ночевку с 25 на 26 сентября верующие сделали в Татарке. Икона Касперовской Божией Матери находилась в Успенской церкви, где прошла праздничная литургия.
Использованы материалы из книги Аргатюка С.С. «Татарка – Прилиманское», Одесса, 2006 г., стр. 51-60.
|