Понедельник, 29.04.2024, 07:30
Прилиманский Свято-Успенский храм
САЙТ СОЗДАН ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АГАФАНГЕЛА, МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Публикации
  • Соборный разум и опыт духовный
  • Проповедь на Благовещение 7 апреля
  • Категории раздела
    История Прилиманского Свято-Успенского храма [2]
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Одесский Свято-Иверский мужской монастырь Свято-Ильинский мужской монастырь г.Одесса
     Каталог файлов
    Главная » Файлы » История Прилиманского Свято-Успенского храма

    История Свято-Успенского храма в селе Прилиманское (Татарка) - XIX век и до 1918 г.
    [ ] 01.08.2009, 10:24
    На хуторах Татарских храм являлся центром общения жителей села, проведения их праздничного досуга и, конечно же, религиозной жизни. Само отношение к храму и вере главным образом и определяло тогда репутацию человека. Регулярное посещение церкви являлось обязательным признаком его порядочности и добродетельности. Церковь, как твердыня православной веры, играла значительную роль в сохранении духовных основ населения села. В храм жители села приходили не только по случаю религиозных праздников, но и для своих семейных нужд – рождение ребенка, свадьба, болезни или смерть кого-то из родственников. Тут устраивались общие сельские молебны, отсюда начинался крестный ход вокруг села и по полям для избежания стихийных бедствий и сохранения урожая. Неподалеку от церкви и кладбища в поминальные дни проходили коллективные обеды во время храмовых праздников. Около храма собирались послушать странствующих богомольцев, народных музыкантов. Часто здесь проводились сходы по различным вопросам.
       В 1812 году в Одессу пришла эпидемия чумы. Она очень быстро распространилась и за несколько месяцев охватила около 4 тысячи человек, т.е. почти пятую часть населения. 22 ноября 1812 года в городе было объявлено положение общего карантина. Населению не разрешалось покидать дома, деятельность всех общественных учреждений была запрещена. Специально выделенные комиссары обходили дома и распределяли небольшие запасы продовольствия.
       Кроме них на улицах помощь оказывали небольшое количество тогдашних одесских врачей, которые почти все погибли в те дни, исполняя свой врачебный долг. Выделенные люди – так называемые «мортусы» (от лат. «смерть») доставляли подозрительных в госпитали и карантин, отвозили трупы и сжигали зараженные дома вместе со всем имуществом. Одесса с ближайшей округой была выделена от остальной страны кордоном, который проходил по рекам Южный Буг, Днестр, Кодыма, а также по суше на границе с Подольем. Этот карантин продолжался 46 дней, и только 10 августа 1813 года его полностью сняли.
       Эпидемия чумы свирепствовала как в самой Одессе, так и прилегающих к ней хуторах и селах. На ноябрь месяц всех умерших насчитывалось 1720 человек. В то время жители Татарки дали Богу обет, что в случае счастливого избавления от беды, они построят в селе храм. В тот же год мещане села подали ходатайство в епархиальное управление, чтобы получить разрешение на строительство храма во имя Успения Божией Матери, которая по их мнению стала заступницей перед Богом от «черной смерти» и чудом спасла большинство из них.
       Уже в 1817 году каменная церковь с колокольней и деревянным куполом была построена. К сожалению, эта церковь до наших дней не сохранилась. Однако, по воспоминаниям старожилов села, удалось реконструировать в рисунках внешний вид этого храма. По типу это православный храм крестово-купольной формы. Посередине него находится один купол, который заканчивается главою, на котором установлен православный восьмиконечный крест. Известно также, что деревянный купол уже в середине XIX века требовал ремонта.
       Главный вход в церковь находился с западной стороны, два других боковых – с южной и северной. Храм состоял из трех частей: алтаря, собственно храма и притвора, к которому прилегала площадка со ступеньками. Над притвором была надстроена колокольня. В средней части храма, на возвышении находился алтарь – «… престол в ней один во имя Успения Пресвятой Богородицы, холодный…», отделенный от средней части храма, и имел трое дверей (врат).
       В нижнем ярусе иконостаса размещалась местная чтимая икона Успения Божией Матери, т.е. образ Пречистой, в честь которой и был освящен храм 28 августа 1817 года.  Посредине местного ряда находилась икона Спасителя Иисуса Христа, слева – Пресвятой Богородицы, а за ними иконы особо чтимых святых. Местная храмовая икона располагалась справа от образа Спасителя.
       Отметим, что Успение Божией Матери – это один из главных двенадцати праздников. В этот день, 28 августа, празднуется переход Божией Матери из земной жизни в вечность, на небо. Про суть самого изображения иконы Успения рассказывается в апокрифе, написанном Иоанном Богословом: Богоматери было около 72 лет, когда Архангел Гавриил принес ей весть про близкую смерть. Для нее это была радостная весть, потому что в своих молитвах она просила о скорейшей встрече со своим сыном. Готовясь оставить землю, она жалела о том, что не сможет попрощаться с апостолами, ближайшими учениками Христа. Проповедуя Евангелие, они разошлись по всему свету. Но в день Успения произошло чудо – ангелы принесли апостолов на облаках в Иерусалим, к ложе Богоматери. Именно поэтому большинство икон, посвященных Успению, называют небесными, потому что на них изображалось таинственное прибытие апостолов на небесно-голубых облаках.
       С Богоматерью успели попрощаться ученики Христа, первые христианские священники и некоторые иерусалимские жены. Их изображали на иконах рядом с ложем Девы Марии. Когда Успение случилось, весь дом охватило светлое облако, и в небесном сиянии явился Христос, окруженный ангелами. Он принял на руки душу Богоматери, ее изображают на иконах в виде младенца, а выше – полет ангелов до усыпанных золотыми звездами небес.
       Возле ложа Богоматери на иконе часто изображали зажженные свечи – символ молитвы и горения души, любви к Богу.
       Много храмов в православных городах и селах издавна посвящались Успению Богоматери. Этим подчеркивалось, что небесная Заступница все время пребывает рядом с людьми.
       Праздником Успения Богоматери завершается хлеборобский сезон. После него начинали сеять озимые. С этого дня начинались смотрины и сватанья, сговоры, обручения (справляли свадьбы после Покровы – 14 октября). После Успения уже начинается «молодое бабье лето», которое длится до 11 сентября.
       Размещался храм в селе Татарка на месте нынешнего дома культуры. Приусадебной земли он не имел. Только в 1834 году ему наделили 33 десятины пахотной и сенокосной земли. А в 1848 году церковь уже владела 48 десятинами. Этой землей распоряжались священник и церковнослужители.
       В первой половине XIX века священник и дьяк с пономарем не получали жалованья, а полностью содержались прихожанами, «…поэтому и содержание их было посредственным…». Единственным зданием, которое приносило прибыль церкви, была корчма. Собственный каменный дом, построенный на сельской земле, имел только священник и находился он около церкви. Поскольку свободной землей под строительство собственных домов для причетников община не располагала, то и жили они в построенном поблизости каменном флигеле.
       Ближайшими к селу церквями из предместий Одессы были Георгиевская в Великом Дальнике – за 5 км; и церковь Успенская, которая находилась в греческом селе Александровка, которое иногда называлось «дворянским поселением» - за 15 км, а до Кишиневской духовной дихастерии, где находилась резиденция архиепископа Новороссийского и Бессарабского – 150 км.
       В государственном архиве Одесской области в фонде Херсонской духовной консистории сохранилась формулярная справка Одесского благочиния за 1816 год с первым сообщением про священника церкви села, которого назначили по велению экзарха, митрополита Кишиневского и Хотинского. Им стал священник Самуил Жибченко, выходец из дворян, 36 лет. Духовное звание принял 14 сентября 1801 года, а с 4 декабря 1804 года служил дьяком в Одесской Соборно-Преображенской церкви. После получения чина священника переведенный в Одесское предместье церкви Успения Божией Матери, с. Татарка. Указным дьяком с 10 февраля 1816 года при храме служил 30-летний Александр Погорецкий; стихарным пономарем Иван Майдаченко, которого назначили 29 апреля 1816 года. Как видим, все они появились в селе до освящения храма, когда его строительство еще не было завершено. Прихожанами храма в то время были одесские мещане и отставные офицеры, которые проживали в самом селе и в прилегающих хуторах – всего в 101 дворе (412 человек, из них 299 женщин).
       Выдающей личностью села стал священник Антоний Никитин, сын Воевский. В Татарку отца Антония назначили 26 декабря 1821 года сразу же после его увольнения Синодом со службы в Ревельском полку. Отец Антоний также имел дворянское происхождение, однако избрал путь священника, хотя в семинарии ему учиться не пришлось. Еще 26 августа 1806 года он был посвящен в духовное звание архиепископом Екатиронославским Платоном и в тот же год назначен в Ольвиопольский (ныне Первомайск) уезд в помещицкое поселение Покрова в Покровскую церковь стихарным дьяком. 19 июня 1809 года посвященный в дьяки в Григорьевскую церковь станции Новогригорьевка Херсонского уезда. А 29 июня 1811 года первосвященником Платоном А. Воевского рукоположено в священники в Курский пехотный полк, с которым ему довелось принимать участие в войне с французами 1812 года. За это в том же году его наградили памятной медной медалью-крестом. 16 декабря 1812 года по приказу Святейшего Синода отца Антония переведено в Ревельский полк, где он прослужил до 1821 года.
     
    Ссылка - военное духовенство в Отечественной войне 1812 года: 26.Священник Курского пехотного полка Антоний Воевский. Участвовал с полком в походах и сражениях с 25.10.1812 г. до взятия Парижа 18.03.1814 г.
     
    За добросовестную службу Воевскому всемилостиво пожалована монаршее отличие: 12 января 1817 года – фиолетовая бархатная скуфия, а 1822 года такая же камилавка (головной убор священника). До конца своих дней о. Антоний работал еще и учителем богословия в местной школе.
       После смерти отец Антоний (09.10.1855 г.) был похоронен на кладбище Татарки. В своей книге «Каменные кресты Степовой Украины» И.В. Сапожников привел описание и рисунок намогильного креста священника, который имеет характерную трилистную форму. Надпись из девяти рядков на кресте прочитан так: «1855 год./ок[тября], 9/ Здесь/ покоится/ тело священно/ иерея/ отца/ Анто/ ния был/ восвящен». Вместе с о. Антонием в церкви дьяком (посвящен 1825 г.) служил Петр Васильевич Кальнев, который упоминается и в 1853 году, а приказным пономарем (в духовном звании с 1823 г.) был тогда же Самсон Николаевич Козаченко.
       После смерти отца Антония в 1855 году церковь долго оставалась без священника. Только 5 февраля 1857 года в церковь Успения с. Татарка назаначили о. Самсона, его также назначили на должность и законоучителя Татарского приходского училища
       Самсон (Сампсон) Иванов, сын Зиновьева, закончил курсы  богословских наук в Херсонской духовной семинарии. 22 августа 1853 года архиепископ    Херсоно-Таврийский Иннокентий рукоположил Самсона Иванова в дьяконы, а 23 августа в священники церкви Святого Георгия в предместье Дальник. В разгар Крымской войны 1853-56 г.г. и в связи с угрозой нападения англо-французской эскадры на Одессу отец Самсон в своих проповедях призывал прихожан всячески содействовать армии защищать родную землю. Его проповеди стали в то время знаменитыми на всю округу. В память пережитой кампании отца Самсона 15 июня 1859 года наградили нагрудным крестом на Владимирской орденской ленте, а 26 октября – бронзовой медалью на Андреевской ленте. За проповедь Слова Божьего на доступном для прихожан языке в 1856 г. священника также наградили набедренником, а по распоряжению Его Высокопреосвященства дисистория  Херсонская и Таврийская объявила ему благодарность с занесением в личный формуляр.
       С 1 декабря 1858 года стихарным дьяконом в церкви числился Леонтий Иларионов, сын Гинкулов. Церковным старостой 24 января 1860 года был избран мещанин села Афанасий Васильевич Куценко. В этом же году к приходу Успенской церкви относилось 139 дворов (556 мужчин и 560 женщин; а также 4 дворянских двора (хуторы), где проживало 18 мужчин и 16 женщин. Самые отдаленные из хуторов располагались в 12 км от церкви.
       Позднее службу в храме служили священники:
       в 1878 году – отец Виктор Тимошенко;
       в 1879 году – отец Михаил (Михаил Андреевич Новиков), воспитанник духовной семинарии, 30 лет. Получил жалованье 130 рублей в год;
       в 1888 году – отец Александр Анисимович Новицкий – сын дьякона. В 1885 году окончил Одесскую семинарию; в 1888 году – посвящен в сан и направлен священником и законоучителем в Татарское и Бурлако-Балковское народные училища, а в 1895 году – переведен в Александровский уезд. В этом году псаломщиком числился Роман Кадетов.
       в 1896 году – отец А.Д. Юшкевич, псаломщик Василий Степанович Косарев, 30 лет.
       В «Херсонских епархиальных ведомостях» за 1891 год есть сообщение о пожертвованиях мещанами в пользу храма Успения: «Галактион Соловьев пожаловал икону в киоте с лампадкой ценою 65 рублей.
       На 1902 год священником при приходе служил отец Алексий Жадрицкий;
       на 1904 год – отец Иван Федорович Димов (священник с 1874 года, закончил Одесскую духовную семинарию по 2-му разряду, работал законоучителем 3-х городских училищ); псаломщиком продолжал служить В.С. Косарев.
       На 1916 год священник получал 147 рублей, а псаломщик 50 рублей 96 коп. в год.
       В январе 1917 г. от причта церкви Успения с. Татарка через канцелярию архиепископа в Совет благотворительного фонда поступили пожертвования на нужды воинов и их семей. Подобная практика пожертвований существовала еще с 1914 г. от начала первой мировой войны. Каждый церковный приход вносил посильные пожертвования деньгами и вещами членам тех семей, у которых мужчины находились на фронтах. Помощь получали и женщины-вдовы.
       Выдающимся событием в церковной жизни с. Татарка стал день 25 сентября 1918 г., когда сюда прибыла процессия крестного хода. Крестный ход сопровождал перенесение чудотворной иконы Касперовской Божией Матери из села Касперовка Херсонского уезда в г. Одессу. Долгий путь верующих требовал остановки и отдыха. Последнюю ночевку с 25 на 26 сентября верующие сделали в Татарке. Икона Касперовской Божией Матери находилась в Успенской церкви, где прошла праздничная литургия.
     
    Использованы материалы из книги Аргатюка С.С. «Татарка – Прилиманское», Одесса, 2006 г., стр. 51-60.
    Категория: История Прилиманского Свято-Успенского храма | Добавил: Геннадий | Теги: Прилиманское, Успенский храм, татарка
    Просмотров: 46741 | Загрузок: 0 | Комментарии: 832 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 2151 2 3 ... 21 22 »
    1 Askassir  
    0
    афиша концертов в одессе

    концерт киев

    афиша одесса август

    афиша одесса 2011

    синема одесса афиша

    билеты на концерт киев

    2 Askassir  
    0
    музкомедия одесса афиша

    афиша театров одессы

    концерт киев

    афиша одессы концерты

    афиша ибица одесса

    концерты в киеве

    3 Vaxeagesy  
    0
    [url=http://azone.if.ua]prise
    [/url]

    4 zazula  
    0
    Строительство

    5 thealtAdden  
    0
    [url=http://www.libertytraffic.ru/billing/tarifs.php]Optimizer, ip адрес всего хостинг бесплатно php cgi mysql.
    [/url]

    6 Ceremease  
    0
    Социальная финансовая сеть МММ-2011 скоро отметит свою годовщину!
    Сергей Мавроди запустил проект в январе 2011 года, который успешно развивается по сей день.
    Приглашаем Вас ознакомиться более подробно, на нашем сайте http://mmm-invest.biz
    В МММ-2011 есть возможность получить доход от 20 до 75% в месяц, в зависимости от условий депозита.
    За 3 месяца сумма вклада увеличивается в 3 раза.
    Всё еще действует рекламная акция, каждому новому участнику в подарок 20$ США. По акции уже выплачено более 45 млн. долларов.
    Не относитесь к МММ-2011 как к какой-то маленькой задумке, нас уже около 10 миллионов участников, практически во всех городах РОссии и будет еще больше. МММ-2011 это глобальная касса взаимопомощи!

    Мы Можем Многое! С.П. Мавроди

    7 Advnwevngvty  
    0
    Для людей , для діяльності , для чарівність наймальовничіших зустріч в світі і
     подія сайтів - подивіться на курорти готелі Небес. Ми сподіваємося, що ви відвідаєте нас найближчим часом .
    http://hotelsheaven.com/

    8 TymnOrarmafaf  
    0
    после
    http://forum.zaken.su/index.php?action=profile&u=72516
    http://fish18.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=14
    http://myrubbermoney.com/community/index.php?action=profile&u=152993
    http://www.arabwebtalk.com/member.php?u=378747
    http://forum.mercedesslk.pl/member.php?action=profile&uid=9148

    9 Waxycleabykax  
    0
    Эротическое женское белье http://sex-paradise.ru

    10 TS-BeSTVPN|  
    0
    Welcome to VPNGlobe .com

    DOWNLOAD FREE PROXY
    If you wish to stay anonymous while browsing, the easiest way to do this is to download free proxy and experience all the benefits.
    http://vpnglobe.com/plans.html

    1-10 11-20 21-30 ... 201-210 211-215
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    БОГОСЛУЖЕНИЯ
  • С 15 ФЕВРАЛЯ НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА. Этот пост является более строгим по отношению к пище и поведению, в пост вообще следует исключить с рациона спиртное. Пост нельзя сводить к одной диете, это, прежде всего воздержание от разных чрезмерных развлечений, увеселений и наслаждений, которые, как правило, приводят к грехопадениям. Прежде всего, пост, это мир в семье с ближними и дальними людьми, стремление к духовному и телесному совершенству.Пост (в отношении пищи) послабляется тяжело работающим, болеющим, беременным женщинам, кормящим грудью и тп. Пост же духовный общеобязательный.
  • В ПЕРВЫЕ ТРИ ПЯТНИЦЫ (26фев.5мар.12мар). на 10:00 Таинство Елеосвящения (маслособорование) Таинство в котором прощаются забытые грехи , грехи сделанные но неведению (незнанию) и подается помощь Божия в борьбе с духовными и телесными недугами. В продолжение поста к традиционным Богослужениям будут добавлены: каждую пятницу на 16:00 вечернее Богослужение, каждую субботу на 8:00 Литургия. После Литургии будут отслужены панихиды. Пост наиболее благоприятное время для исповеди и Причастия Святых Христовых таин. Просьба: приходите к исповеди на вечерне в 16:00
  • Форма входа
    Друзья сайта
  • Православный интернет
  • Сайт Одесской епархии
  • Молодежный отдел Одесской епархии
  • Отдел религиозного образования Одесской епархии
  • Свято-Троицкий собор
  • Измаил православный
  • Создать бесплатный сайт с uCoz